Человек средневековья компаративный анализ по трудам АЯ Гуревича и Ле Гоффа часть 5

Мар 29 2017

Достаточно большое внимание привлекли те социальные и культурные ценности, которые — разумеется, в преобразованном виде, стали частью

наследия, оставленного цивилизацией средневекового Запада. В настоящее время актуальность обсуждения указанных проблем еще больше возросла: оценка права, труда, собственности и особенно человеческой личности, индивидуальности вводит нас в самое сердце проблем, которые достаточно сильно волнуют наше общество. Те категории, которые были выбраны для характеристики средневековья, по своей сути фундаментальные и общие, о них можно изучать культуру всей эпохи. Но существуют такие стороны исторической действительности, которые в большей степени выражают ее сугубо особенности и образуют в своей совокупности ее неповторимый облик. В своих монографиях А. Я. Гуревич также выдвинул на первый план проблемиставлення к святости и чудеса, отношения в семье — все это черты, в которых нашла свое выражение уникальность культуры и религиозности средневекового мира.

Также большое внимание А. Я. Гуревич уделил чтению текстов проповедей немецкого францисканца Бертольда Регенсбургского. Изучение проповедей Бертольда погрузило историка в коллизии духовной жизни Германии 50-х-70-х гг. XIII в., Его наставления охватывают все грани мировоззрения и поведения верующих, выделяя то, что казалось самым главным для этого этого духовного пастыря. Бертольд принимает систему понятий и символов, доступных сознанию его слушателей.

По мнению А. Я. Гуревича, интуиция историка, питается, в первую очередь, знанием источников и именно с них, и путем настойчивого и кропотливого анализа текстов, черпает свои знания.
Hemstädning I Nynäshamn
Толкования и гипотезы, на которые решается историк, постоянно верифицированы. Интуиция историка находит опору в знании того, что достигнуто его коллегами, работающими с тем же или с смежным материалом, дает ему возможность сопоставить собственные наблюдения с более широким кругом интерпретаций, предлагаемых наукой.

С приближением 70-летнего юбилея журнала «Анналы» среди историков анналистов развернулась широкая дискуссия о дальнейших направлениях работы, в ходе которой сформировалось четвертое поколение (А. Буро, Р. Шартье и др.), которое в 1990-е гг. выдвинуло идею так называемой специальной истории ментальностей. Она исследует влияние коллективного сознания на индивидуальную. Одновременно подчеркивается необходимость возвращения к тернарной модели «глобальной истории» Ф. Броделя.

Подытоживая выше сказанное, хотелось бы отметить одну характерную особенность историков-анналистов, которая, по нашему мнению объясняет постоянную эволюцию «школы», — это стремление к новому, нового практически во всем как в историософских взглядах, так и в методологии, в то же время время не гнушаясь тех теоретических основ, которые были созданы основателями журнала. Ведь история, как говорил А. Я. Гуревич, это ни что иное, как постоянно возникающая дискуссия, и в этой постоянной проблемности, пожалуй, и заключается ее смысл. С возникновения школы «Анналов» началась большая дискуссия, во-первых, с представителями других течений и школ, а во-вторых внутри самой школы. Как следствие этого, за более чем 80 летнюю историю состоялась большое количество изменений во взглядах историков анналистов как на концепцию истории, так и на методологию исследования. Менялись сферы изучения истории — от материальной к духовной, предмет — от глобальной истории к фрагментарной, но неизменным объектом всегда оставалось жизни человека. Таким образом, мы можем с уверенностью назвать все индивидуальные особенности историков и особенности разных поколений эволюцией, ведь все те различия имели последовательный характер и базировались на основных теоретических основах, разработанных учредителями школы.

Раздел II. Историографический обзор источников и литературы

Основой для написания данной работы является анализ работ двух историков-мидиевистив — Жака Ле Гоффа и Арона Яковлевича Гуревича. Поскольку исключительно их труда является историографическим источником исследования, то мы не выделяем их отдельно по какому-то критерию, ведь все они одинаково важным и ценным материалом, независимо от того, стали они всемирно известными, есть небольшими очерками по определенной проблеме. Поэтому в данном разделе дана краткая характеристика тематически содержательного характера использованных работ и объектов их исследования.

Большое количество работ Жака Ле Гоффа было переведено
на русский язык, к сожалению Украинский появилась только одна, поэтому пользоваться мы будем в основном русскоязычными переводами его работ.

Всемирное признание Ж. Ле Гоффу принесла «Цивилизация средневекового Запада» — безусловно, ревоюцийна труд, коренным образом изменила взгляд на Средневековье. Впервые она увидела свет в середине 60-х годов, и до сих пор не утратила своего значения и популярности, о чем говорит большое количество переводов на разных языках и количество переизданий. В этой работе Ж, Ле Гофф впервые посмотрел на прошлое не «извне», а «изнутри». С помощью большого и разнообразного количества источников автор создал целостный образ людей средневекового мира. Книга построена по хронологическому принципу что дает возможность проследить изменения исследуемых им категорий: отношение людей к времени, религии, труда, права и других объктом, вызывающие влияние на ментальности. Автор не только приводит динамику изменений определенных категорий, но и пытается понять их причины и выяснить последствия.

Ж. Ле Гофф считает, что отношение к труду и времени — это основные структурные и функциональные аспекты общества и их изучение — лучший способ познания истории общества. Поэтому этой проблематике он посвятил большое количество статей, которые были опубликованы одним сборником. В этих статьях, написанных в разные периоды, автор проследил эволюцию в понимании труда от библейской труда-кары в раннем средневековье к труду-оправдание, которая в результате приводит к спасению. По времени то Ж. Ле Гофф прежде всего проследил, кто и как менял его и владел его новыми формами в Западном Средневековому обществе. Появление башенных часов, затем карманных, разделение суток на 24 часа, все это начало все больше совмещать время и труд, им регламентировалась. Эти и другие изменения происходили в течение всего Средневековья, и именно проследить эволюции определенных категорий течение определенного времени является основным в статьях собранных в этом сборнике.

Над книгой о Людовика ИХ Святого Ж. Ле Гофф работал 15 лет. Эта работа является своего рода новацией, ведь он не создавал классической биографической работы о жизни одного человека, а также отказался от создания образа эпохи в рамках биографического исследования. Этот труд является вызовом традиционным принципам изображения общего через исследование индивидуальной биографии. Автор доказывает, что такой человек, как Людовик предоставляет возможность для «глобализации» исторического исследования даже в рамках биографии. Герой сталкивается с различными сторонами социальной жизни и его деятельность выражает важнейшие социальные и культурные особенности того времени. В данной работе Ж. Ле Гофф смог не только расширить рамки биографического исследования, а и по-новому подошел к задачам историко-биографических исследований.

На большое внимание также заслуживает сборник «Средневековая воображение», в которую вошли очерки по проблемам чудесного, в понимании людей, представление о Чистилище, отношение к пространству и времени, к телесному и духовному и др. Но наибольшее количество очерков в сборнике посвящена образно-мысленном отражению действительности, проблеме символов, сновидением. Темы некоторых очерков в сборнике впоследствии стали темами больших трудов историка, но основная масса просто небольшими исследованиями и размышлениями автора над различными проблемами.

Одной из исследуемых им тем стала история интеллектуалов, которых он довольно резко отличает от ученых и ученых. Интеллектуалы, независимо от того, чем занимались, всегда привлекали внимание общества поэтому их историю можно достаточно четко проследить, но их нельзя объединить в общую группу. Именно многообразие интеллектуалов и идей пытался проследить в своей работе Ж. Ле Гофф.

Не первый раз в исторической науке Жак Ле Гофф обратился к исследованию тела. Отношение человека к телу менялось на протяжении всей истории, и оно не было одинаковым в разных обществах, также разной была его роль в социуме. Именно понимание представителями различных состояний Средневековых людей телесного является объектом исследования, и это является частью того глобального образа человека который стремился создать историк.

Как видим почти все упомянутые работы Ж. Ле Гоффа отличаются своей революционностью и новизной тематики, не является исключением и исследования феномена Чистилища. Эта тематика является достаточно нелегким, ведь проследить развитие какого либо в
ерования довольно трудно, особенно его истоки: одновременно Чистилище является весьма важным элементом католицизма, поэтому выпускать его из поля зрения является большой ошибкой. Эволюция Чистилища меняла пространственные и временные представления людей, формировало образ мышления тогдашнего общества.