Социально-экономическое развитие украины в xvii в часть 4

Окт 28 2018

Старшина формировалась из разных слоев населения. Но главным ее социальным источником оставалось казачество. Из него происходила большинство полковников, сотников и другой старшины. В основном старшинство составляли украинцы, часть же старшины была инонационального происхождения: полковник Райча — валах, Иван Сербии — серб Иван Донец — русский, Томара — грек и т. Д. Общее количество старшины составляла на Гетманщине 540 чел. Это была небольшая, но мобильная политическая сила, которая стремилась юридическое выделиться из массы населения.

Преобразование казацкой старшины на господствующее сословие общества происходило путем средневековой иммунизации. Этот процесс отмечался противоречивостью, замедленностью, но одновременно и неизменным прогрессированием. От предоставления привилегий отдельным лицам в экономике, судопроизводстве, финансах и административных правах правительство переходил к иммунизации всего состояния. Если в мартовских статьях 1654 право владения имениями предоставлялось только гетману, то в последующих — всей старшине. Обладая селами, она настойчиво добивалась освобождения своих владений от государственного налогообложения. До 80-х годов такие льготы получали отдельные полковники и генеральные старшины. И только в Коломацких статьях 1687 был записанный пункт об освобождении от налогов всей высшей казацкой старшины.
Нужна кредитная карта в Чите? Оформляйте ее у нас!

Она получила широкую возможность для дальнейшего экономического обособления от остального населения. Постепенно старшина выделилась из массы казачества и в политико-административном праве и судопроизводстве, добивалась уравнивание в правах с российским дворянством. К казацкой старшины по своему социальному положению приближались отдельные группы лиц: бунчуковые товарищи, значку товарищи, знатные военные товарищи. На Гетманщине сохранилась и украинская шляхта, принявшая участие в борьбе против польского господства. Присягу на верность русскому царю составили 188 шляхтичей, преимущественно из Белоцерковского полка. На самом деле их было больше. При выработке в январе 1654 условий пребывания Украины в составе России шляхта сделала попытку добиться для себя особых прав. За спиной Богдана Хмельницкого ее представители передали руководителю российского посольства Василию Бутурлину просьба, чтобы «шляхта была между казаками знатная и выпала бы за свои права» и чтобы только среди нее предназначались высшие чиновники. Получив отказ, шляхта просила Бутурлина ничего не говорить гетману, опасаясь его гнева. Такие опасения были небезосновательны. Перебрав власть в свои руки, казацкая старшина не собиралась ни с кем ее делить. Шляхта не оставалось ничего другого, как завоевывать привилегированное место в обществе через старшинские должности. С шляхты происходили Антон Жданович, Василий Дворецкий, Григорий Гуляницкий, Павел Тетеря и другие полковники. Мартовские статьи 1654 закрепляли за старшиной ии особые права и вольности. Они и стали юридическим основанием для господствующего положения шляхты в обществе. Со временем она растворилась в массе казацкой старшины и зажиточного казачества. Но память о привилегированном происхождения она хранила надежно и при любой возможности старалась материализовать его на практике. Постепенно старшин администрация начала увольнять имения шляхты от уплаты общегосударственных налогов и привлекать ее подданных к выполнению различных повинностей. В этом отношении украинская шляхта все больше сближалась с казацкой старшиной, составляя господствующий слой населения.

Преобразование в сфере религии

Православное духовенство Гетманщины превратилось из преследуемого в привилегированное сословие общества. Украинское государство остро нуждалась идеологической силы, которая бы обосновывала ее право на существование, давала отпор католической экспансии и поддерживала социальное спокойствие в обществе. Последнее было особенно актуальным в условиях, когда, как с сожалением отмечал выдающийся культурно-образовательный деятель Антоний Радивиловский, «в прошлые века на слова проповеднические мертвые вставали и слушали, а теперь живые слова божьего слушать не хотят». Гетманская администрация всячески поддерживала попытки духовенства занять соответствующее место в обществе. Сначала она защищала интересы монастырей-каждого, а затем начала предоставлять привилегии духовенству в целом как определенном состояния. Глуховские статьи 1669. Освободили монастырские имения
от общегосударственных налогов. Левобережное духовенство постепенно восстанавливало юрисдикцию над зависимыми крестьянами. Только вынесение смертных приговоров оставалось в компетенции местных полковников и высшей судебной власти. Укрепление сословных прав позволило украинскому духовенству длительное время противостоять попыткам Московского патриархата подчинить себе Киевскую митрополию. Последняя издавна подлежала константинопольскому патриарху, контроль которого ограничивался фактически рукоположением киевского митрополита без вмешательства во внутренние дела митрополии. Такое положение иерархи пытались сохранить и в составе Российской империи. Летом 1654 они обратились к русскому царю с ходатайством признать их подчинения исключительно константинопольскому патриархату. Просьба осталось неудовлетворенным. Отношения между высшим украинским духовенством и российским правительством обострились после смерти в 1657 киевского митрополита Сильвестра Косова. Украинские иерархи хотели выдвинуть кандидатуру на должность нового митрополита из своей среды, а российское правительство настаивал признать власть московского патриарха. Однако в целом среди украинского духовенства не было единства относительно своего подчинения. Это типичное явление для общества, когда между отдельными группами населения существуют политические противоречия. Тогда как большинство церковных иерархов отстаивала свое право на подчинение константинопольскому патриарху, рядовые священники, протопопы, дьяки и дьячки пытались добиться ограничения власти своих владык. Сделать это они надеялись с помощью московского патриарха, их лидером стал нежинский протопоп Максим Филимонович, достаточно популярный в Украине общественный деятель.

По настоянию низшего духовенства и казацкой старшины в проект Переяславских статей 1659 был внесен пункт о рукоположения киевского митрополита московским патриархом. Но даже такая половинчатость не устраивала царское правительство, и он не был утвержден. Однако уже через два года царизм без согласия константинопольского патриарха назначил блюстителем Киевской митрополии Филимоновича. Недовольство некоторых иерархов и казацкой старшины не помешало московским властям и окружению гетмана Ивана Брюховецкого записать в Московские статьи 1665 пункт о том, что на должность киевского митрополита назначается российский духовный чин. Все попытки иерархов восстановить церковную независимость оказались напрасными. В 1687 г... Остатки автономии Киевской митрополии были ликвидированы, и она подчинялась московскому патриархату.

Особое место в структуре правящих кругов Гетманщины занимал городской патрициат, понес значительные потери в годы войны. Феодализована часть городского патрициата не представляла какой-то значительной общественной силы и не могла успешно конкурировать с казацкой старшиной или духовенством. Основная масса городского патрициата предпочитала промышленному предпринимательству и торговле как главному источнику обогащения. Левобережное купечество второй половины XVII в. находилось на стадии превращения в отдельное сословие. Этот процесс тормозила конкурентная торгово-предпринимательская деятельность казацкой старшины, которая сдерживала темпы накопления купеческого капитала, а соответственно и его влияние на развитие товарных отношений.