Развитие польской культуры (второй половине XIX — начале XX в) — Реферат

Мар 30 2017

Реферат
На тему:
Развитие польской культуры.
(второй половине XIX — начале XX вв.)
В условиях отсутствия собственного государства многие из деятелей польского Возрождения оказывал предпочтение не вооруженной борьбе, а сохранению и развитию культуры, национальных обычаев и исторических памятников, считая, что именно таким образом можно сохранить национальную самобытность и возродить государственный суверенитет. Возникло направление, получившее название традиционализма.
Традиционализм заложил основы романтизма — новой идейной течения, в 20-е годы XIX в. приобрела в польских землях большую популярность. Романтизм зарождался как форма протеста личности против общепринятых эстетических принципов и общественных норм. Его сторонники провозглашали равенство людей разных сословий, признавали превосходство чувств и веры над разумом. Молодые романтики — писатели, музыканты, художники — создавали совершенно новые по своему характеру произведения, открывали очарование народных преданий и крестьянских песен, пытались словам, звуками, зрительными образами передавать самые разнообразные чувства.
В те годы прославились юный пианист Фредерик Шопен (1810—1849), расцвет творчества которого пришелся на 30-40-е годы, и поэт Антоний Мальчевский (1793—1825) — автор романтической поэмы «Мария», посвященной прошлому Польши. Новое искусство популяризировал литературный критик, историк и политик Мавриций Мохнацький (1804—1834). Самым значительным его критическим произведением является труд "О польскую литературу XIX в."
детский трикотаж Комсомольск
И выдающимся деятелем культуры этого поколения стал поэт Адам Мицкевич (1798—1855), который после обучения в Венском университете работал учителем в Ковно. Именно его произведения — баллады и романсы, а также вторая и четвертая части лирико-драматической поэмы «Дзяды», написанные в 1822—1823 гг., Начали польскую романтическую поэзию.
Лучшие силы польского романтизма сосредоточены за рубежом. В частности в Париже романтизм Мицкевича в полной мере воплотился в третьей части «Дзядов» и поэме «Пан Тадеуш». В эмиграции написали свои лучшие произведения великий польский лирик Юлиуш Словацкий (1809—1849), драматург Зигмунт Красинский (1812—1859), а позже Циприан Норвид (1829—1883). их произведения воспевали красоту родной страны, выражали любовь к Родине, веру в получение поляками свободы.
Литература, появилась после поражения Январского восстания, получила название позитивистской. Цензура не пропускала произведений патриотического содержания, поэтому писатели часто употребляли перифраз, прибегая к сравнениям, которые всем были понятны. К наиболее известным представителям позитивизма принадлежали Болеслав Прус (1847—1912), Генрик Сенкевич (1846—1916), Элиза Ожешко (1841—1910) и Мария Конопницкая (1842—1910). Они создали целую галерею положительных героев и в разных формах пропагандировали идею «органической труда». Г. Сенкевич написал много исторических романов о прошлом Польши («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский»). Э. Ожешко начала реализм в польской литературе, влияние которого преобладал до 90-х годов XIX в.
Тема польской старины была представлена ​​не только в литературе, но и в живописи, музыке, театральном искусстве. Автор исторических картин Ян Матейко (1838—1893) превозносил прошлое Польши. Картина «Грюнвальдская битва» прославила его как национального художника. Реалистические тенденции в изобразительном искусстве проявлялись в произведениях художников-баталистов, пейзажистов, портретистов, в исторических полотнах, в графике (Максимилиан и Александр Геримськи, Юзеф Хелмонський, Леон Вычулковский и др.). Развитие национальных традиций наблюдается в музыкальном творчестве Генрика Венявского, Игнация Падеревского, Максимилиана Карловича.
На польский театр и драматургию конца XIX — начала XX в. большое влияние оказал реформатор польской сцены Станислав Виспьянський (1869—1907). Выдающийся живописец-портретист и график, поэт-романтик и драматург, Выспа "Славянский обнаружил талант в различных сферах искусства. Его творчество связано с тенденциями неоромантизма и символизма (драмы «Варшавянка», «Ноябрьская ночь» и т. д.).
Кратковременное существование в Варшаве высшего учебного заведения — Главной школы (1862—1869) — не позволило развить современный исследовательский центр в Королевстве Польском. Однако школа в значительной степени способствовала развитию науки, в ней сосредоточились выдающиеся ученые, а ее воспитанники заняли ведущие места в позитивистском движении. Достаточно высокого уровня достигл
а варшавская биологическая школа. Значительные успехи были заметны в химии и медицине, появились исследования в области филологии, права, экономики, истории.
После преобразования Главной школы на российский университет польскую науку поддерживали различные научные и общественные организации. С 1875 г... Активную деятельность в области точных наук и техники проводил Музей промышленности и земледелия. В 1907 г... Возникло Варшавское научное общество, которое вскоре стало центральной научным учреждением Королевства Польского. С помощью научных союзов выдавались научные труды: «Словарь польского языка», «Географический словарь Королевства Польского» и другие. Будущих ученых готовили различные курсы, которые давали образование на уровне высшей школы. Существовали специальные журналы, популярные издания по различным отраслям знаний.
Многие выдающиеся польских ученых работало в вузах России, в научных институтах других стран. В Париже жила Мария Склодовская-Кюри — ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии по физике (1903 г...) И химии (1911 г.).
В Галичине центрами подготовки специалистов и ученых были Ягеллонский университет в Кракове, Львовский университет, Львовский политехнический институт, Польская Академия наук. В вузах преподавали польские ученые из всех частей Польши, способствовало поддержанию высокого уровня образования и привлекало молодежь из Королевства и Пруссии.
Наука Галичины гордилась достижениями физика Зигмунта Врублевского и химика Короля Ольшевского, которые первыми в мире получили жидкий кислород и азот; физиолога Наполеона Цыбульского, что обнаружил возбудителя брюшного тифа и других ученых. Успешно развивалась краковская исторические школа (В. коленках, Ю. Шуйский, М. Бобжинський, Б. Смолька и др.).
На рубеже веков Краков стал центром польского культурной жизни. Переживало подъем театральное искусство. В городе относились лучшие современные и старые пьесы, в частности произведения романтиков. Организовывались художественные выставки известных художников, авторов исторических полотен — Яна Матейко, Юлиуша Коссака и ученики: Станислава Виспьянського, Яцека Мальчевского, Юзефа Мехоффера. Среди скульпторов отличался Ксаверий Дуниковский. Большую популярность получили молодые поэты и прозаики: Станислав Лшибишевський, Казимеж Тетмайера, Ян Каспрович, Габриэла Запольская, Владислав Оркал.
Укреплению внутренне национальных связей способствовали съезды польских специалистов из всех частей страны (в частности врачей, естествоиспытателей, юристов, экономистов), краевые выставки хозяйственных достижений в Галичине, регулярные научные съезды в Кракове и Львове, посвященные , например, памяти Яна Длугоша и ЯнаКохановського. Во всех польских землях живой интерес вызвали сообщения о торжественном перезахоронении Казимира Великого, о выкупе общественностью Вавельского замка, в котором в течение десятилетий располагались австрийские казармы. На демонстрацию чувств национальной целостности разделенного народа превратилось празднование 500-й годовщины победы под Грюнвальдом. В открытии памятника, сооруженного на средства всемирно известного пианиста и композитора Игнация Яна Падеревского, приняли участие представители всех польских земель, а выполненную объединенными хорами песню на слова Марии Конопницкой «Не бросим земли, откуда наш род (Рота)» участники церемонии восприняли как присягу.
ЛИТЕРАТУРА
1. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
2. Общественное движение на польских землях. Основные Идейные течения и политические партии в 1864—1914 гг. Москва, 1988.
3. Погодин А. Л. Главные течения польской политической мысли. Санкт-Петербург, 1907. Погодин А. Л. История польского народа в XIX веке. Москва, 1915.
4. Пухлов Н. Н. Польское рабочее движение (1890—1904 гг.). Москва, 1977.