Сионистское движение на подолье в 20-х годах хх в

Сен 12 2018

Министерство образования и науки Украины

Винницкий государственный педагогический университет

им. Коцюбинского

Кафедра истории Украины

Курсовая работа

Сионистское движение на Подолье

в 20-х годах ХХ в.

студента II курса гр. В

Колисниченко Ю. Ю

Научный руководитель:

доц. Лысый А. К.

Винница-2009

Содержание

Выступая

Раздел I. История расселения евреев

Раздел II. Украина-еврейское общежития

1. Экономическая сфера и евреи

2. Центральная Рада и сионизм

3. Революционная эпоха

4. Период независимости 1918 & mdash; 1919

5. Советская Украина

Раздел III. Вопрос сионизма на Подолье

1. Украинский еврейство

2. Иудаика в Украине

Выводы

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление вернуться в Сион. Сион, Земля Израиля, Иудея и Иерусалим находятся в еврейских культуре и ежедневных традиционных ритуалах как символы родины.


стоимость работ ремонт квартир

Начиная с XII века, преследование евреев христианской церковью привело к их притоки на Святую Землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.

Первые практические планы создания еврейского государства были изложены в книге рава Цвигирша Калишер «Требование Сиона» в 1860 году и в книге Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим" в 1862 году. Эти работы привели в 1880-х годах к началу практического (поселенческого) сионизма, движение «Ховевей Цион» ("Палестинофилы»). Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая волна), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

Актуальность исследования : Сионистское движение в 20-х годах ХХ в. обусловлено следующим:

1) недостаточным состоянием изученности и наличием различных, взаемозаперечуючих оценок и трактовок в историографии и отсутствием специального монографического исследования по данной теме;

2) насущной необходимостью как расширение источниковой базы путем введения вновь выявленных материалов, так и необходимостью полного и всестороннего изучения уже известных науке письменных источников;

3) необходимостью джерелознавчого и конкретно-исторического исследования не только жизнь евреев, но и социального феномена в целом;

4) повышенным интересом к проблеме евреев в мире в связи с проблемой антисемитизма.

Объектом исследования является процесс Сионистского движения на в 20-х годах ХХ в.

Предметом исследования есть ряд письменных источников, а также историография по данной теме.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании комплексного источниковедческого анализа материалов выяснить феномен Сионистского движения на Подолье в 20-х годах ХХ в. В работе считаю необходимым сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных и важных аспектах исследуемой темы, а именно: предпосылках, причинах начала, конкретных проявлениях сионистского движения, периодизации и динамике развития.

Исходя из поставленной цели и исследовательских задач применены ряд общенаучных, междисциплинарных и специальных методов, метод историко-сравнительного анализа состояния изучения определенных аспектов темы в предыдущей историографии данным архивных материалов. Для исследования отдельных аспектов проблемы, связей основных закономерностей деятельности евреев избирательно использованы методы других научных дисциплин, в частности статистический, империческое, поисковый, систематизационного и метод социальной психологии. Кроме того, в рассмотрении отдельных проблем локально применены ряд специальных методов, как: сущностно-содержательный и формально-количественный.

Данная тема заинтересовала меня еще при изучении истории Украины в одиннадцатом классе, а также при посещении городов и районных центров Подолья (везде где я бывал встречался с тем явлением, что почти везде были и частично остались еврейские школы, города , поселения, общины — а почему их сейчас так мало?), в 2007 году посещено Винницкий архив, историко-краеведческий музей и собраны первые материалы. Летом 2008 года принял участие в экскурсии «По пам * памятных местах Подолья (Шаргород, Черновцы, Тульчин, Ямполь, Могилев-Подольский.)». В июле 2007 года состоялся круглый стол «Взгляд в прошлое» между еврейской общиной с. Черновцы и активом села, где был
и выступления с освещением взглядов советских, украинских историков на события проживания евреев в Черновицком р-не.

На основе данной тематики мне удалось прийти к выводу — 20 вв. проиллюстрировало наличие многих форм еврейского самосознания, стремление к созданию своего государства имея основания в разных странах для поддержки своей идейности. История евреев Украины характеризуется непрерывным процессом взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций: этики и ритуала, универсализма национализма, избранного народа и равенства всех людей, преданности своей исторической Родине и тому подобное. История доказывает, что в разные эпохи иудейская идентичность формировалась по-разному: в израильском и иудейском царствах создавалась своя идентичность, во время польского владычества — своя, во время господства Российской империи — своя, при советской власти — своя, а в современной Украине происходят сложные процессы самоидентификации иудейской общины Украины и воспроизведения еврейской общины нового типа.

Раздел I . История расселения евреев

Еврейская община Украины принадлежит к старейшим и наиболее богатых в культурном смысле еврейских общин мира. В течение тысячелетней истории именно отсюда выходили существенные импульсы для развития еврейской религии и культуры. Скажем, история хасидизма или сионизма немыслима без вклада Украинская евреив.1

Массовое переселение ашкенази (европейских евреев) в Украине произошло через Польшу из Западной Европы, когда Польша захватила Западную и Правобережную Украину. Процесс переселения длился почти 4 века, с XV по XVIII и имел несколько этапов.

Евреи появились в Украине еще во времена Киевской Руси. Пришли из крымских и греческих колоний и хазарских областей. В XV-XVI вв. немало евреев пересилилося в Украину из Польши. На территории Российской империи евреям разрешали проживать только в городах и небольших городках, где они во многих случаях количественно преобладали населения других этнических групп. Особенно много евреев было в городах Подолья, Волыни и Галичины.

Переселение евреев на земле, находились в частном владении, особенно активно происходило в 16 — начале 17 в. на украинских землях, где магнатам предоставлялись крупные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель администраторов, магнаты охотно назначали евреев управляющими сдавали им имения в аренду. Евреи-коммерсанты вели здесь почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках евреев сосредоточены разнообразные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они арендовали корчмы, молочные хозяйства, мельницы. Численность еврейского населения Украины значительно возросло: если в конце 16 в. в Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г... — 115.

Селились евреи на Украине главным образом по городах i торговых центрах, где количество их в конце XIX в. составляла от 10 до 86 процентов, а

также в городках, где соотношение было еще выше — от 30 до 90 процентов. В девяти украинских губернии Российской империи насчитывалось 542 городка с населением 1547 тыс. Чел. Евреев в этих городках проживало 662 тыс. Или 41 процент. В западноукраинских землях, принадлежавших Австрии, больше всего евреев жило на территории современной Львовщины. На Закарпатье — в г... Мукачевi и некоторых поселках i городах вблизи него. На Буковине они осiдалы главным образом в центре края — городе Черновцах.

На Украине евреи жили компактной массой, тогда как в Западной Европе они были вкрапленi тонкой прослойкой среди чужого населения. В Румынии, например., Один еврей приходился на 19 местных жителей, в Венгрии один еврей приходился уже на 22 жители, в Моравии — на 46, Богемiи — на 57, Пруссии — на 79, в европейское Турции — на 150, Швейцарии — на 386, Франции — на 785, Бельгии — на 2 541, Испании — на 2 806, Швеции — на 3646, а в Норвегии даже еще меньше: один еврей — на 69164 норвежцы. I только на Украине евреи буквально заливали местную люднiсть. Здесь один еврей приходился, в зависимости от местности, на 5-7 украинцев. Даже в Польше их было меньше, там соотношение составляло один к семи.2

Комментируя эту сравнительный таблицу, Житецкий пишет: "Чем какая страна Западной Европы дальше отстоит от Малороссии, тем слабее в ней еврейское население. Малорусского народ, жительствует в средине Европейского материка, оказался вместе с поляками и белорус в центральном месте нынешнего еврейства ". На территории Украины, Белоруссии i Польши тогда
проживало «около 2/3 всех евреев земного шара».

По своей численностью евреи стояли на третьем месте после украинцев i россиян на востоке и юге Украины, на третьем же месте после украинцев i поляков на западе края. Такая значительная масса народа, во всем отличного от коренного населения, не могла не иметь большого влияния на его быт, обычаи, средства существования. Но дело не столько в национальных или вiросповiдних особенностях евреев, сколько в том, что они в своей массе были заняты не в сфере материального производства, а в сфере обращения и кредита i таким образом жили фактически с чужой труда.