Становление и организация государственных институтов в Московском государстве в ХИИИ — ХVI вв (дирломна) часть 15

Фев 28 2017

пользовался правом владения только во время своей службы князю. Поместное землевладение предусматривало наделение служилых дворян землей из государственного, великокняжеского фонда. Эта система требовала четкой регламентации дворянской службы. Развитие поместного земелеволодиння требовал Перераспределение земельных фондов страны. Начиная с XV в. растет нехватка государственных земель, из которых выделялись поместья. С этой целью великие князья Иван III и Василий III, пытались осуществить секуляризацию церковных земель и ликвидировать вотчина — удельное землевладения [34, c.35].
Поместное право — право феодально-сеньориального — предусматривало право на суд, администрацию общую и хозяйственную в пределах определенного поместья. Поместье способствовали утверждению великокняжеской власти на местах. «Служилые люди» — представители великого князя, впоследствии царя были олицетворением землевладельца и государственного чиновника [34, c.35].
Процесс централизации государственного аппарата нашел свое отражение и в законодательстве. В 1497 был составлен первый «Судебник» — кодекс законов Российского государства. «Судебник» стал обобщением правовых норм, которые существовали до этого в отдельных феодальных центрах. Основная часть «Судебника» касалась благоустройства судопроизводства и судебной системы Московского государства. Кроме того, в нем регламентировался порядок деятельности центральных судебных органов, находящихся в руках боярства.
Låssmed Stockholm Jour
Судебно функции наместников, согласно «удебником» значительно ограничивались, поскольку для проведения наместнического суда была необходима участие представителей посадского населения [20, c.209].
С конца ХV в. в области местного управления распространяется система «кормов» (получение наместником денежных и натуральных взысканий с подчиненного населения). Такая ситема способствовала росту злоупотреблений со стороны местных властей и не способствовала финансовом и экономическом развитии государства. В начале ХVI в. великокняжеская власть пыталась ограничить права наместников, определяя местному населению размеры «кормов», а также ограничивая срок наместничества до одного года [40, c.122].
Ограничение прав наместников способствовало усилению позиции дворянства. Постепенно возникает институт «городовых приказчик», которые сосредоточивают в своих руках административно-финансовую власть в городах. «Городовые приказчик» ведали делами строительства городских укреплений, ведали материальным обеспечением обороны городов и тому подобное. Появление института «городовых приказчик», который формировался из мелкого дворянства, значительно ограничила права наместников и способствовала усилению позиции служилого дворянства [41, c.312].
Несмотря на определенные изменения в системе землевладения и появлению «служилых людей», как новой господствующей слои, боярство как правящее сословие продолжало сохранять свои экономические и политические позиции в обществе. В конце XIV — начале XV в. боярство становится замкнутой слоем, которая претендует на господствующую роль в государстве. Борьба боярских группировок за власть и за влияние на великокняжескую власть способствовала политическому укреплению отдельных боярских родов: Шуйских, Бельских, Глинских и других. В годы правляння Иване IV, во время так называемые опричнины, большое количество боярских родов было уничтожено. Политика Ивана Грозного способствовала ослабелнню боярской аристократии, миисце которой заняла «служила знать» [6, c.188]. Появление новой слои общества — «служилой знати», способствовало укреплению монархической власти московских царей и образованию российского дворянства.
конце ХV — начале ХVI в. в составе Российского государства оставались отдельные земли и князивтва, которые продолжали сохранять свои собственные особенности в управлении. Таким образом, перед центральной московской властью встал вопрос об унификации системы управления и окончательная ликвидация вотчиной системы, как основного препятствия для утверждения самодержавия.
Образование Московского централизованного государства способствовало росту влияния великого московского князя. Великий князь, а с 1547 гг. — Царь единовластный правитель России, власть которого носила харизматичный характер. Идеологическим почвой российского самодержавия стала так называемая теория «Третьего Рима», которая обосновывала права российских хозяев на государственно наследство Рима и Византии. В правление Ивана ИИИ про
исходит окончательное оформление официального титула московских правителей: «Государь всея Руси» [21, c.171].
Становление самодержавия и образования централизованной государства способствовало становлению унифицированного государственного аппарата управления. Верховная власть в Московском государстве принадлежала великому князю, авторитет которого несомненно вырос с принятием официального титула «царь». Особое политическое значение принадлежало боярской думе, которая начиная с XV в. превратилась в постоянный совещательный орган при великом князе, а с 1547 при царе. В состав боярской думы входили путевые бояре, которые ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и лица, ведавшие административным управлением государства [20, c.239]. Порядок назначения в думу определялся системой «месничества», то есть сословно-иерархическим положением феодала, которое зависело от знатнотси рода, частично от выслуги и тому подобное. Боярская дума состояла из небольшого количества бояр. Так например в 1533 г... В состав думы вжодило лишь 12 бояр. С целью ослабления аристократического состава думы Иван III и Василий ИИИ привлекали в ее состав дворян, получивших название «думных дворян». Делопроизводство думы поручалось специальным чиновникам, которые выполняли секретарские функции «думными дьякам» [18, c.291].
Основой для создания исполнительных институтов власти стал великонязивський дворец во главе с дворецким. Дворец, как форма великокняжеского управлиня, здийснюдвав руководство государственными землями. Казна, во главе с казначеем, выполняла функции великокняжеской канцелярии. Среди важнейших должностей в княжеском палке были «конюший», «виночерпий» (которые подавали князю чаши с напитками во время застолий), «вооруженной» (который отвечал за изготовление и хранение огнестрельного оружия) и другие. Дворцовые чиновники происходили из пердставникив нетитулованного московского боярства. Эти должностные лица получали обеспечение за счет «кормов», которые собирались с «путей» (подвластных земель) [6, c.237].
Практическую работу в государственных учреждениях выполнял аппарат казны, который состоял из дворян. Казначей осуществлял управление государственными финансами, он кроме того, был хранителем государственного архива. Помощник казначея — «печатник» (хранитель великонязивськои печати) осуществлял организацию дипломатической службы. В период XV в. в Московском государстве утверждается приказная система, которая возникла на базе думских комиссий, которые ведали отдельными вопросами управления. Приказы как органы государственного управления осуществляли управление отдельных отраслей государственной жизни. Приказы, подобно министерств, отвечающих за дела внешней и внутренней политики, юстиции, налогообложения и т. Приказная система способствовала формированию определенного слоя чиновничества — приказных дьяков. Приказные дяки предназначались великим князем, или боярской думой. Нередко приказные дьяки были незнатного происхождения — дети священников, мещан. Этот апарвт чиновничества ни был замкнутым