Развитие чешской культуры (конец XVIII — первая половина XIX в)

Июл 04 2016

Реферат
На тему:
Развитие чешской культуры (конец XVIII — первая половина XIX в.)
Развитие чешской культуры в первой половине XIX в. ознаменовался возрождением чешского языка и литературы, успехами национального театра и изобразительного искусства, появлением научных и литературных изданий на чешском языке.
Чешское национальное Возрождение представляло собой защитную реакцию на ассимиляционные процессы, воцарились в Габсбургской монархии.
Hantverkare Stockholm
Естественной основой защиты национальных культурных традиций выступали миллионы людей в Чехии, Моравии, Силезии, которые разговаривали на родном языке. Именно из народных источников, веры в их жизнеспособность прежде черпали силу и вдохновение защитники чешского языка. Так, хранитель оломоуцкие библиотеки Я. Ганке в 1783 г... Издал на немецком языке «Рекомендации по использованию чешского языка и литературы». Научную разработку проблемы чешского языка осуществляли И. Добровский и И. Юнгман. '
Сосуществование чехов и немцев в чешских землях в начале XIX в. еще не приобрело характер откровенной конфронтации. Творчество немецкоязычных и чешскоязычной деятелей культуры проходила параллельно, а при освещении исторических тем она даже переплеталась. Однако большинство чешских ученых публиковала свои работы на немецком языке и лишь впоследствии переводила некоторые из них чешском.
Значительный вклад в развитие чешского языка и литературы сделал Ф. Челаковский (1799—1852), который после окончания Пражского университета стал редактором чешскоязычной газеты «Пражские новости»; преподавал чешский язык в Пражском и в других университетах. В чешской литературе он известен как поэт-романтик, популярности в народе зажили его сборника «Эхо русских песен» (1828) и «Столиста роза» (1840). Поэт оставил после себя целую школу поэтов-последователей. Известным поэтом этого периода является К. Марка, чья лирико-эпическая поэма «Май» открыла новую эпоху в чешской поэзии.
Оригинальное использовал народное творчество в своих стихах К. Эрбен (1811—1876). Будущий поэт закончил Пражский университет и работал архивариусом в Чешском Национальном музее, а затем в Главном пражском архиве. Многие исторических источников, которые он собрал, опубликован в сериях. Архива Чешского ". К. Эрбен был этнографом, переводчиком, историком, литератором. Его перу принадлежат драматические произведения, романтические баллады, проникнутые патриотическим духом.
Особое место в чешской литературе занимает К. Гавличек-Боровский — автор многих сатирических стихов, направленных против католицизма и бюрократии. Самой известной является его поэма «Крещение Св. Владимира».
По форме и содержанию художественные произведения, написанные на чешском языке в первой половине XIX в., соответствовали требованиям романтизма, который литераторы применяли как средство преобразования мира, изображая далеко от действительности идеальная среда. Особенно распространены были произведения о героической прошлое чешского народа и славянский демократизм. Народ они считали охранником главных духовных ценностей и языка.
В Чехии в первой половине XIX в. динамично развивалась журналистская дело. Первая газета чеськоюмовою появилась в 1719 и выходила почти до конца века, ее последний редактор — В. Крамериус — основал собственную «Патриотическую газету Крамериуса» (1791—1825), на страницах которой главное место отводилось защите чешского языка и развитию чешской культуры. От 20-х годов XIX в. издавалась первая чешская политическая газета «Пражские новости», которую редактировали И. Линда, а затем Ф. Челаковский. В 1846 г... Возникла газета «Празьски посел», которую редактировал И. Тыл. В период революции 1848—1849 гг. Издавалось много чешскоязычной политических газет.
Действенным средством пробуждения национального сознания стал театр. Важную роль в развитии чешского театра сыграл драматург и актер И. Тыл. Лучшее его произведение — пьеса «Волынщик из Страконице» — обошел сцены многих театров Европы. Более 60 драм и комедий создал основатель чешской национальной комедии В. Клиунер (1792—1859). Первую чешскую оперу «Проволочник» написал композитор Ф. Шкроуп (1801- 1862), автор музыки к чешского национального гимна.
Выдающимися художниками, которые оставили после себя образы многих деятелей чешской культуры, виды страны, изображали жизнь и труд простого народа были А. Махек (1775- 1844), Ф. Ткадлик (1786—1840), А. Мате (+1784 -1843).
В первой половине XIX в. научные исследования в чешских землях проводились главным образом в области гуманитар
ных наук, в наибольшей степени отвечало задачам воспитания национального сознания народа. Возникла потребность в научной аргументации идеи о культурном равенство чехов с другими народами Европы. Найяскравиишш представителем науки этого времени является Я. Пуркине (1787—1869) — физиолог, который совершил в своей области ряд эпохальных открытий. С 1823 г... Он занимал должность профессора физиологии в университете Вроцлава. В 1850 Я. Пуркине вернулся в Чехию, стал профессором Пражского университета, организовал здесь институт физиологии, издавал научный журнал «Живая» и принимал активное участие в общественной деятельности.
В архитектуре господствовал классицизм. Развитие экономики способствовало перестройке городов по модерными образцами. В Праге возведен крепостные стены и укрепления, появились набережные и бульвары, сооружались ампирные здания, мосты через Влтаву, закладывались парки.
ЛИТЕРАТУРА
1. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1996. Т. 1.
2. Костюшко И. И. Аграрная реформы в 1848 г. в Австрии. Москва, 1993. Краткая история Чехословакии. Москва, 1988.
3. Кузьмин М. Н. Школа и образований в Чехословакии (конец XVIII — тридцатых гг. XX в.). Москва, 1971.
4. Мыльников А. С. Павел Шафарик, Выдающийся ученый-славист. Москва; Ленинград, 1963.
5. Мыльников А. С. Иозеф Юнгман и его время. Москва, 1973.
6. Мыльников А. С. Эпоха просвещения в чешских землях. Идеология, национальное самосознание, культура. Москва, 1977.
7. Мыльников А. С. Культура чешского Возрождения. Москва, 1982.
8. Папина Л. Н. Чешская культура первой половины XIX в. Москва, 1991.