Развитие чешской культуры (вторая половина XIX-начало XX в) часть 1

Июн 07 2017

Реферат
На тему:
Развитие чешской культуры .
(вторая половина XIX-начало XX в.)
Во второй половине XIX — начале XX в. система образования в чешских землях приобрела формы многоступенчатой ​​структуры. Школьная реформа, начатая в годы революции, закрепила принцип всеобщего обязательного школьного обучения для детей с 6 лет. В конце 60-х годов отменено контроль церкви над содержанием учебников, поведением учеников и учителей, а государственные органы получили право надзора за деятельностью школ.
рунетки
В результате реформ чехи на рубеже XX в. опередили немцев по уровню генерационной грамотности и заняли первое место в Габсбургской монархии по уровню общей грамотности. Количество чешских школ (1914) составляла 57% от их общего количества. Если реальные гимназии и другие учебные заведения этого уровня давали обстоятельные профессиональные знания, то классические готовили выпускников к продолжению образования в университетах.
В этот период на чешском языке издавались научные труды, учебники, справочники, перечни учебной и классической литературы, профессиональные журналы и книги для детей. Львиную долю этой работы проводила «Чешская матиця». Фактически в это время возникли все предпосылки для изучения чехами основ почти всех областей знаний на родном языке.
Чешские национальные силы добились того, что уже в 80-е годы XIX в. чешский язык стал языком для всех студентов всех учебных заведений. Разделение в 1882 Пражского университета на чешский и немецкий способствовал процессу консолидации чешской интеллигенции и привлечению к научно-учебной работы новых сил. Предоставить отечественной науке европейского уровня пытались юрист И. Кайзл социолог Т. Масарик, историк Я. Холл, языковед Я. Гебауэр, искусствовед А. Гостинский, лингвист и поэт Ч. Врзлинський и др. У1880р. возникла Чешская Академия наук, словесности и искусств.
Вторая половина XIX в. является временем расцвета чешского искусства. В литературных произведениях главное место заняла тема народной жизни и борьбы против национального и социального порабощения. Так, поэт Я. Неруда (1834—1891) в «Песнях горячей петиции» призвал к борьбе за лучшее будущее. Воспевал родную природу в своих поэтических циклах («Сельские песни», «Чешские сонеты» и т. д.) С. Чех (1846—1908). Истории борьбы чехов за свободу и независимость посвящены эпические произведения писателя А. Ирасека (1851—1930).
известным художником того времени считается И. Манеса (1820—1871), автор цикла картин «Времена года», выполненных для часов Пражской ратуше, иллюстраций к народным сказкам и др. Своим творчеством И. Манеса открыл новый период в развитии чешской исторической, бытовой и пейзажной школы живописи. Подражателем его традиций стал художник-карикатурист и иллюстратор М. Алеш (1853—1913). Известным представителем реализма был скульптор И. Мислбек (1848—1922), который создал конную статую Св. Вацлава в Праге.
Культурнуатмосферу этого периода определяли упадок классицизма и зарождения модернизма. Молодая генерация чехов стремилась почувствовать себя частью европейской цивилизации, отвергая национальную неполноценность. Очень бурно развивались архитектура и декоративное искусство. Исторические центры городов постоянно перестраивались, возникали новые городские районы.
В культурной сфере эмпирический классицизм существовал наряду с модерном и другими романтическими стилями. Новоготичний историзм отчетливо проявился при перестройке Староместская ратуши (1846—1848). Новоготична архитектура 60-х годов чередовалась с неоренессанса, символом которого стал Национальный театр в Праге. Его спроектировал И. Зитек (1832- 1909), автор Музея Карловарского колоннад. Большинство выдающихся скульптурных заказов выполняли братья И. Макс (1804—1855) и Э. Макс (1810—1901). Они построили памятник Радецкому на Малостранская площади и несколько скульптур на Карлова моста.
В музыке выделяется творчество композитора и пианиста Б. Сметаны (1824—1884), который основал чешский модерна симфоническую и оперную музыку. Его оперы «Бранденбуржцы в Чехии» (1863), «Проданная невеста» (1866) и симфонические поэмы «Моя Родина», «Чешские танцы» способствовали патриотическому и музыкальному воспитанию чешского народа. Известным создателем чешской национальной музыки был А. Дворжак (1841—1904), особую популярность имели его «Славянские танцы". В Праге бурлила театральная и музыкальная жизнь, росло число пьес и концертов. Осенью 1901 первый самостоятельный концерт дала Чешская филармония.
Зарождение модернизма в конце XIX в. внесло новый смы
сл в понятие «спортивная культура". В Чехии учреждаются спортивные общества, первым из которых был «Сокол» (1864).
На рубеже XIX-XX вв. общество изобрело новые культурные ориентиры и ценности. Социально-политическая ситуация в Чехии оказывала большое влияние не только на австро-венгерскую политическую систему, но и на состояние дел в Европе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Австро-Венгрия: Интеграционные процессы и национальная специфика. Москва, 1997.
2. Австро-Венгрия. Опыт многонациональна государства. Москва, 1995.
3. Коровицина Н. В. Агония соцмодернизациы. Москва, 1993.
4. Краткая история Чехословакии: С древнейших времен до наших дней. Москва, 1998.
5. Ненашева З. С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в. Чехи, словаки и неославизм, 1848—1914 гг. Москва, 1984.
6. Ненашева З. С. Общественно-политическая мысль в чешских землях в конце XIX — начале XX вв. Москва, 1999.
7. Формирование нации в Центральной и Юго-Восточной Европе. Исторические и историко-культурные аспекты. Москва, 1981.
8. Чешская нация на заключительного этапе формирования. 1 850 — начало 70-х гг. XIX в. Москва, 1989.