Принятие христианства & quot; глаголяши & quot

мая 30 2018

РЕФЕРЕТ
на тему:
Принятие христианства.
«Глаголяши»
Принятие христианства хорватами, продолжалось в VИИ-IX вв. и завершилось в правление предшественников Томислава — князей Домагоя (864-876) и Бранимира (879-892). Некоторые исследователи называют даже точную дату первой попытки крещения хорватов — 640р., Другие акцентируют внимание на важности франкского экспансии на хорватские земли для активизации этого процесса. Они, в частности, подчеркивают, что вместе с франками-воинами к хорватам пришли и франки-миссионеры, называя среди тех, кто первыми крестился, князя Вышеслава из города Нин (800).
последние приняли христианство жители области, расположенной на берегах реки Неретвы, и Южной Далмации. Это произошло в результате проповеди НЕ римских, а византийских священников, поскольку до сих пор хорватские племена после длительной освободительной войны вытеснили франков со своей территории (ок. 870 г.).
Уже в начале IX в. в Нине основана отдельная епархия под эгидой Римской курии.
камины KaminLand

Она охватывала практически все области, подверженные хорватском князю. Вскоре начинается противостояние Минской епархии с архиепископством в городе Сплит. Постепенно это противостояние с чисто имущественного превратилось в идеологическое, когда руководство Пинской епархии стало активно пропагандировать идею укрепления собственной автономии и употребления языка местного населения в службах. Исходя из чисто политических соображений, хорватские князья, заинтересованные в поддержке папы, последовательно держались Сплитский церковной верхушки, в результате чего положение Нинского епархии постепенно ухудшалось.
Особую остроту церковные противоречия у хорватов получили в первые десятилетия Хет. На очередную попытку Сплитского архиепископства добиться решающего преимущества Пинское духовенство ответило усилением сопротивления, который возглавил Гргур Пинский — одна из самых ярких фигур хорватской истории.
По мнению некоторых исследователей, примерно в это время папа Римский пообещал Минской епархии в ближайшем будущем позволить проводить службу на славянском языке, в значительной мере укрепило ее позиции. Еще одним важным фактором, который также играл на руку Гргур Минском и его сторонникам, было усиление хорватского королевства, которому платила дань даже такая мощная европейское государство, как Республика Святого Марка (Венеция).
Развязка в противостоянии между хорватами, которые стремились защитить и окончательно утвердить собственного епископа (церкви в этом помогал король Томислав), и Римской курией, которая сосредоточила все усилия на борьбе с религиозным «сепаратизмом», наступила в 20-е годы X в. С этой целью в Сплите было проведено два церковные соборы (925 г... И 928 г...), Где Гргур Минский не смог убедить своих оппонентов. Постановлениями, которые приняли соборы, запрещалось употреблять славянский язык и письмо в церковных делах; все епископства Хорватии подчинялись архиепископу Сплитский, а самого Гргура обвинили в раскольнической деятельности. Ему угрожали отлучить от церкви в случае, если он не прекратит антипапской деятельности. Дальнейшая судьба выдающегося деятеля хорватской церкви неизвестна.
Победа Римской курии над пинским епископом конец хорватском церковном сепаратизму среди духовенства, но не остановила развитие подобных настроений среди широких масс. Идея служб родном языке продолжала приобретать сторонников. В новых условиях эта идея нашла свое конкретно-историческое воплощение в борьбе за право использовать хорватский вариант глаголицы — славянскую азбуку, изобретенную во второй половине IX в. Кириллом и Мефодием. Хорватские «глаголяши» — патриотически настроенные священники и их последователи из мирян — на длительное время превратились во влиятельный фактор национального духовного и политической жизни.
Х-ХI вв. прошли для хорватов в бесконечных междоусобицах, еще больше ослабляли страну в ситуации, постепенно складывалась в результате усиления центробежных тенденций внутри Хорватии и активизации захватнических устремлений соседних государств.
После смерти короля Крешимир (ок. 945 г...) неретвляны, воспользовавшись внутренних проблем в Хорватии, захватили острова казу, Вис, Ластово. что ослабило позиции хорватов в Адриатике. Правда, вскоре король Крешимир II определенной мере уравновесил ситуацию, присоединив к своему государству боснийские земли, после смерти Чеслава Клонимировича отделились от Сербии (ок. 960 г.). Однако до конца X — нача
ла XI в. на хорватов ждало еще несколько серьезных политических и социальных потрясений. Во время очередной вспышки распрей, вызванного смертью короля Стевана Држислава (997), их существенно потеснили венецианцы, а в 1018 хорватской территории, не встречая серьезного сопротивления, победоносно прошло византийское войско. В том же году хорваты признали превосходство Византии.
Длительная деятельности «глаголяшив». Светские хорватские чиновники во главе с королем и его ближайшим окружением, которые в прошлом пытались сохранять нейтралитет в борьбе национальных церковных иерархов против Рима, теперь стали на его сторону, что привело к наполнению религиозных споров социальным содержанием. В правление короля Петра Крешимир IV, окончательно порвал с национальными славянскими традициями, произошли два важных события: третий церковный собор в Сплите (1 060) и восстание «глаголяшив» (1063).
Важнейшей, учитывая внутреннюю ситуацию в Хорватии, постановлением третий Сплитского собора был запрет — «под угрозой анафемы» — рукополагать в сан тех священников, которые не понимают латыни и отправляют службу на славянском языке. На практике для хорватов, на чьих землях духовенство преимущественно не предпринимало латыни, это означало закрытие большинства церквей и прекращение деятельности многих священников. Постановления собора, воплощать которые в жизни Рим обязал прежде всего хорватского короля, привели к поляризации общества. Они вызвали недовольство бедных социальных слоев и духовенства, которых поддержало мелкое и среднее дворянство, возмущенное королевской политикой. Восстание 1063 охватило большую территорию. Особый размах оно приобрело на острове Крк, откуда местные жители выгнали католического епископа, выбрав вместо него хорватского, «глаголяша».
Римская курия приложила много усилий для подавления восстания. После того, как это удалось сделать, влияние Рима на хорватское политическая жизнь еще более возросло. В 1076 король Дмитрий Звонимир, который также был сторонником «латинской партии», согласился принять королевскую корону от папы, признав его превосходство. Однако в 1089 г., Когда он пытался выполнить приказ Рима об участии хорватов в крестовом походе, короля Звонимира были убиты на Книнському поле во время собрания местных феодалов.
ЛИТЕРАТУРА
 — Дринов М. Заселение Балканский полуострова славянами. Москва, 1873.
 — История Югославии: В 2 т. Москва, 1963. Т. 1.
 — История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
 — Очерки истории культуры славян. Москва, 1996.
 — Смирнов И. Очерк истории хорватского государства к подчинения его угорской короне. Казань, 1879.