Создание независимого украинского государства украина и мировое сообщество

Апр 27 2018

Реферат на тему:

Создание независимого украинского государства. Украина и мировое спи втовариство

В курсе политической истории тема занимает особое место из двух обстоятельств: во-первых, последнее десятилетие прошлого XX века ознаменовалось для Украины провозглашением и утверждением ее независимости, что стало венцом многовековой борьбы украинского народа за свободный, самостоятельный развитие в мире; во-вторых, получив независимость и признание более чем 150 государств мира, Украины, таким образом, стала составной мирового сообщества, и ее дальнейшее развитие осуществлялось и осуществляется во взаимной связи и в соответствии с мировыми процессами.

Хронологически охватывая сравнительно короткий, только пятнадцатилетний период, тема насыщенная рядом важных экономических, политических, социальных, духовных проблем, а также проблем формирования стратегии внешнеполитической деятельности, обусловленных получением независимости, переходом к качественно новым условиям развития общества , основанные на рыночной экономике и принципах демократического управления государством. Среди важных проблем темы & mdash; прежде всего проблемы государства, создание новой политической системы, формирование органов власти и других институтов государства, становление многопартийности, проблемы защиты суверенитета и независимости Украины, создание ее Вооруженных сил, выработки собственной внешней политики, определения приоритетов в отношениях с зарубежными странами и ряд других.


метизы в каталоге

Охватить весь спектр проблем, которыми насыщена тема, в сжатых рамках данного пособия невозможно, поэтому рекомендуем при самостоятельном изучении материала сосредоточить внимание на наиболее важных из них, в частности: на анализе социально-политической ситуации в Украине в конце 80-х лет; проблемах государства и формирования новой политической системы в Украине; выяснении сути конституционного процесса и значение новой Конституции Украины; на проблемах реформирования экономики и его результатах. Наконец, серьезного внимания заслуживают проблемы деятельности Украины на международной арене, формирование ее внешнеполитического курса.

Ознакомление с материалом раздела 1 и 2-го одиннадцати темы учебного пособия "Политическая история XX в. Издание 2-е, расширенное и дополненное "даст возможность составить более полное представление о социально-политической ситуации, сложившейся в Украине в конце 80-х годов, проследить причинно-следственную связь процесса ее продвижения к независимости с перестроечных процессов в Советском Союзе, составляющей которого Украина находилась почти 70 лет.

перестроечных процессов, основанный весной 1985 последнее Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым, ознаменовался резкими изменениями во всех сферах общественной жизни СССР, в том числе и Украины. Анализируя события этого периода, студенты приходят к твердому убеждению, что для украинского народа в годы перестройки имели действительно судьбоносное значение. Бюрократическая перестройка переросла в национальную революцию & mdash; третью в истории Украины и вторую в XX в.

Попытки обеспечить экономический рост, что было целью перестройки, путем ускорения темпов экономического развития в условиях централизованного управления хозяйством оказались несостоятельными. Кризис все глубже охватывала хозяйственный организм огромной сверхдержавы. Не дали желаемого эффекта и попытки ослабить централизованное управление экономикой, предоставляя широкие права субъектам хозяйствования на местах, и таким образом вдохнуть жизнь в командную экономику. Реформа управления экономикой базировалась на идее сочетания централизованного директивного планирования с предоставлением предприятиям определенной свободы. Таким образом, теоретический арсенал реформаторов не выходил за пределы командной экономики и коммунистической доктрины, исключал замену директивного управления рыночным механизмом.

В результате реформа управления экономикой 1987 не только не изменила состояние экономики, а оказалась катализатором ее полной кризиса.

Запоздалая попытка спасти экономику от полного развала путем реализации программы постепенного перехода к рыночным отношениям под жестким контролем государства, которое предусматривало разгосударствление экономики, плюрализм форм собственности в мае 1990 была отвергнута Верховным Советом СССР.

Неизбежность краха перестройки и несоответст
вие с теми методами, которыми она осуществлялась, через 10 лет после распада СССР признал ее инициатор & mdash; первый и последний Президент Советского Союза Михаил Горбачев. В интервью газете «Факты» он отметил, что тогда были выбраны приоритеты, не соответствующего замысла, медленным был темп реформ. Кроме того запоздалой оказалась попытка реформировать КПСС (см. «Факты», 2001, 2 марта, с. 5).

Фиаско реформ, развал командной экономики больной сказались на социальном положении населения, в частности в Украине, экономика которой была крепко привязана к центру. 95 процентов ее промышленной продукции производились на предприятиях союзного подчинения, поэтому этой продукцией распоряжалась Москва.

Безудержная инфляция, тотальный дефицит товаров повышенного спроса привели к существенному падению реальной заработной платы, стипендий и пенсий, свели к минимуму жизненный уровень нашего народа. С осени 1990 в Украине было введено продажа продовольственных и промышленных товаров по карточкам потребителя с купонами.

На этом фоне решение коммунистической партии повысить на 50 & mdash; 100 процентов заработную плату партработникам и чиновникам государственных министерств и ведомств вызвало всеобщее возмущение в обществе и дальнейшее падение авторитета власти. В СССР, в т. ч. и Украине сложилась острая социально-политическая ситуация, усилились оппозиционные настроения по отношению к власти как среди демократически настроенной интеллигенции, так и в среде рабочих, студенчества, военных и др.

Если принять во внимание полное игнорирование центром национальных проблем Украины, неослабевающее политику русификации образования и культурной жизни, становятся понятными первопричины подъема национально-освободительного движения в республике, рост политической активности общества. Это нашло свое выражение в митинговой демократии, нарастании забастовочного движения, в частности шахтеров Донецкого и Львовско-Волынского бассейнов, в создании широкого спектра оппозиционных организаций, таких как Украинская Хельсинкская Союз, Народный Рух Украины за перестройку, Украинский студенческий союз, Союз независимой украинской молодежи и др .

Рекомендуем студентам обратить внимание на процесс перехода от однопартийной политической структуры общества Украины к многопартийности. 3ьясування сути этого процесса важно по двум обстоятельствам: во-первых, процесс становления многопартийности является признаком политической конкуренции между различными политическими течениями в обществе и одним из весомых предохранителей относительно злоупотреблений со стороны властных институтов.

Обращаем внимание студентов на то, что развиваясь под влиянием и во взаимной связи с процессами в центре и других республиках, в частности прибалтийских, процесс формирования многопартийной политической системы в Украине все же имеет свои особенности. Во-первых, новые политические партии возникли после почти семидесятилетнего отлучения граждан от добровольной и сознательной участий политике, то есть при полном отсутствии в массах политического опыта. Опыт же партий, действовавших в Украине в начале XX в., Было потеряно.

Во-вторых, многопартийность фактически была разрешена «сверху» постановлениями высших государственных органов власти, а затем и отменой статьи в Конституции о руководящей роли КПСС.

В-третьих, быстрому оформлению крайних флангов (левого и правого) политического спектра и появлению новых партий способствовало чрезвычайное обострение социально-экономической и политической ситуации в обществе.

В этой связи советуем студентам обратить внимание на этапы развертывания политических процессов и необходимость выяснения их сути.

Напомним, что исследователи четко выделяют три основных этапа. Первый этап характеризуется созданием предпосылок многопартийности. Расширение гласности и плюрализма мнений, критика КПСС как тоталитарной организации способствовали быстрому росту антикоммунистических настроений в обществе, дифференциации политических взглядов. В этих условиях становится возможным возникновение и деятельность оппозиционных КПСС, «неформальных» объединений, впоследствии трансформировались в политические партии. В 1988 г... В Украине разворачивают свою деятельность Украинский демократический союз (УДС), Украинский Хельсинский Союз (УГС), которая первой в республике заявила о необходимости построения самостоятельного украинского государства и др.

Второй этап специал
истами рассматривается как этап непосредственного создания начальной многопартийности и характеризуется возникновением значительного количества преимущественно небольших по численности политических партий.

С 1989 гг. до августовских событий 1991 г... в Москве в Украине возникло более 20 политических партий, в том числе таких многочисленных, как Социалистическая партия Украины (50 тыс. членов), Украинская республиканская партия (12 тыс . членов), Партия зеленых (10 тыс. членов), Украинская христианско-демократическая партия (7 тыс. членов). К сведению студентов, на этом этапе создания многопартийности почти все политические структуры опирались на идеи национального возрождения и антикоммунизм, а объединяющей целью этих структур была борьба против Компартии Украины как единой управляющей силы в республике.

Третий этап становления многопартийности начинается после попытки государственного переворота в Москве 19 августа 1991

В этой связи обращаем внимание студентов на необходимость выяснения политических последствий этих событий для Украины. В этом следует сосредоточить внимание на следующем: во-первых, события в Москве стали катализатором ускорения процесса национально-демократической революции в Украине, целью которой было получение ее независимости. Первым важным достижением на этом пути было принятие 3 августа 1990 Верховной Радой УССР Закона «Об экономической самостоятельности», обусловленного трудностями в развитии экономики Украины, упадком ее народного хозяйства. Студентам предстоит выяснить суть и значение этого закона.

Во-вторых, события в Москве вызвали адекватную реакцию демократических, антиимперских сил в обществе, под давлением которых парламент республики на внеочередной сессии 24 августа 1991 почти единодушно провозгласил Акт независимости Украины, а 26 августа Указом Президиума Верховного Совета было временно прекращена деятельность Компартии Украины. Понимание значения этих событий для студентов является обязательным.

В-третьих, провозглашения Акта о независимости Украины и прекращении деятельности Компартии Украины вызвали кардинальные изменения в расстановке политических сил в республике. Поскольку цель большинства политических партий была достигнута, они потеряли дальнейшие политические ориентиры и оказались в системе полной растерянности, которая переросла в кризис. Поэтому и партии, которые возникали после августовских событий 1991 г..., Оказались несостоятельными сразу осмыслить свою роль и место в общественных процессах, определить стратегию и тактику своей деятельности. Вместо того, чтобы быть инициаторами формирования прочной власти независимой Украины, выступать посредниками между государством и обществом, они в основном отдавали энергию на борьбу и между собой, и против любой власти.