Социальное обеспечение семей красноармейцев, жертв контрреволюции и беженцев в украине (1919—1922 гг) историческ

Авг 14 2018

< b> СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ, "жертвам контрреволюции» И БЕЖЕНЦЕВ В УКРАИНЕ (1919—1922РР.): ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Система социального обеспечения является исторически обусловленной организационной формой обслуживания неработоспособной и обездоленной части общества, которая во все времена способствовала укреплению гражданского мира, спокойствия и общественного согласия. Функционирование социального института помощи является критерием гуманности той или иной общественно-политической системы, ее дееспособности, а с другой стороны, приобретает признаки универсальной категории для определения исторических форм и качества повседневной жизни больших групп людей.


читать

В исторической литературе институт социального обеспечения остается недостаточно освещенной проблемой. В советской историографии приоритетной была тема становления и укрепления советской власти, которая подавалась ярко подчеркивая преимуществах социалистического строя. Настоящее повседневную жизнь социальных групп, особенно в течение 30-х гг., Оставалось вне поля зрения историков, а некоторые проблемы (жалкое материальное положение народа, отсутствие надлежащих условий жизни, скудные материально-финансовые расходы обездоленным и т. д.) относились к разряду запрещенных.

Поэтому только в 90-х гг. появились первые статьи, освещающие некоторые аспекты истории социального обеспечения в Украине, в частности Б. Андрусишина, О. А.Мельничука и инших1. Целью данной публикации является освещение процесса социального обеспечения семей красноармейцев, & bdquo; жертв контрреволюции "и беженцев, является составной частью исследования общей проблемы возникновения и функционирования системы социального обеспечения в Украине в 20-30-х гг.

Первая мировая война завершилась, но продолжалась гражданская и национально-освободительная борьба УНР в Украине, поэтому к тысячам раненых солдат «империалистической» присоединились жертвы новых социально-гуманитарных катастроф. В течение первой половины 1919 органы советской власти в Украине вводили декретирования социальной помощи «солдат Красной армии»: продовольственными пайками, одноразовыми денежными выдачами. Так, 15 февраля 1919 красноармейцам тыловых частей выдавали единовременно 150 руб., Для действующих — 250 руб., А их семьям «пайковых помощь» из расчета 60 руб. на одного члена семьи2. Обеспечение красноармейцев происходило в армии согласно нормам военного времени, а органы собеса имели дело с категориями инвалидов войны и их семьями. Функция социальной защиты касалась не демобилизованных и совершенно трудоспособных солдат, а исключительно инвалидов разных групп. 28 февраля 1919 СНК УССР принял декрет «О выдаче пайка солдатам и красноармейцам», 30 апреля — «Об обеспечении солдат рабоче-крестьянской Красной Армии питанием», 28 июня — «Об обеспечении семей солдат старой армии и флота, не вернувшихся из плена» 3. Солдатские суточные и выдача пайка всем категориям военнослужащих свидетельствовали о надлежащую заботу о них и саму армию, ее боеспособность и об обеспечении лояльного отношения к ней населения.

В течение февраля—июня 1919 СНК УССР выдала трех декреты с аналогичными названиями — «Об обеспечении красноармейцев и их семей»: первый появился 28 февраля, второй — 30 мая, третий — 26 июня. Согласно первому, семьям красноармейцев оказывалась помощь: 100 руб. в месяц при наличии одного нетрудоспособного члена; 120 руб. — При двух; 180 руб. — При трех; 240 руб. — При четырех; 300 руб. — От пяти и больше. Их освобождали от квартплаты, всех видов налогообложения, кроме натурального4. Декрет от 30 мая обязывал местные органы собеса и власти выплачивать «пайковых помощь» семьям красноармейцев с учетом количества нетрудоспособных, но не более тарифной ставки оплаты труда данной местности. В конце июня 1919 рабочим и служащим, мобилизованных в ряды Красной Армии, решили выдавать материальную помощь в размере двухнедельного заработка, а крестьянам-красноармейцам 150 руб. за счет казни5.

Для каждого декрета были подготовлены инструкции, которыми предусматривалось обеспечение семей красноармейцев материальной помощью и квартирами. Инструкция в декрет от 26 февраля только освобождала от квартплаты, в декрет от 30 мая также, а также от 28 июня, поэтому никто не обеспечивал квартирами6. Летом 1920 г., т. Год после принятия инструкции, на Волыни насчитывалось 10 тыс. Красноармейцев, семьи которых получали «денежный паек» 7, хотя он не имел реального продовольственного содержания.

Паек,
который называли официально «продкартка» Красная Звезда "(название позаимствовано от НКСО РСФСР — Авт.), выполнял больше политическую, чем социально-бытовую функцию, потому что государство пыталось таким образом достичь добровольной мобилизации рабоче крестьянской молодежи в Красную армию. НКСО УССР обращал внимание местных органов на то, чтобы не забывали также и солдат старой армии, то есть использовали своеобразный воспитательный момент.

Численность семей красноармейцев, подлежащих социальному обеспечению системой НКСО, зависела от исчерпаемости их выявления и активности самих заявителей.

Численность красноармейских семей в городах почти в 2,5 раза оказалась меньше сельского контингента, но вместе свидетельствовала совместное социальное источник — рабоче-крестьянское происхождение. Южные губернии отличались от других, так как именно они долгое время были тыловыми, но поражает Донецкая губерния, в которой сосредоточилась треть общего количества красноармейских семей. Это можно объяснить относительной стабильностью общества после завершения гражданской войны, а их незначительный удельный вес в западных губерниях политической ориентацией населения (служба в армии УНР, повстанческих отрядах и т. п.). 30 июля 1921, по предварительным подсчетам местных органов собеса, в список на получение керосина записалось 257.523 семьи красноармейцев, в которых насчитывалось 760.506 осиб9.

Для упорядочения обслуживания красноармейских семей НКСО ввел 5 тарифных поясов. Например, к первому попали города Харьков, Луганск, Одесса, Таганрог, Сумы, 30-километровая полоса вокруг Харькова, ко второму — Екатеринослав, Чернигов, к третьему — Бахмут, Горловка, к четвертому — Дебальцево, Бердянск, к пятому — Синельниково , Славянск, а Киев — вне всяких поясами. Продпаек выдавали каждого первого числа за месяц вперед.

Первый пояс считался максимальным, а второй составил 90%, третий — 85%, четвертый — 75%, пятый — 65% тарифной ставки10. Однако, принимая во внимание отсутствие продовольственных резервов летом 1921, продпайки не имели ни денежного, а тем более полного удовлетворения пищей. Голод в южных губерниях внес существенную коррективы в фонд материального обеспечения. Наркомпрод отменил продовольственное обеспечение семей красноармейцев, о чем шла речь в телеграммах из Чернигова, Бахмута, Николаева, Екатеринослава. 3 декабря 1921 он подтвердил свое решение соответствующим циркуляром: "Ко всем Продкомгубив, копия Губпродинспеции, Госплана. Поставка семей красноармейцев непредсказуемо. Срочно приостановите любую выдачу продуктов для этой цели "11. Украинский экономический совет при СНК УССР выделила НКСО 30.000 пайков для обеспечения семей красноармейцев только в тех районах, пострадавших от посухи12.

В годы гражданской войны органы социального обеспечения работали под лозунгом: «Все для семей красноармейцев!». Этот лозунг был политическим мероприятием, не имел реального материального наполнения. Нэп и обострения экономической ситуации определенным образом дезорганизовали работу местных органов социального обеспечения, выискивали источники для помощи семьям красноармейцев. Государство также пыталась найти резервы. За январь—октябрь 1921 Наркомпрод выдал 810.586 пудов хлеба, 79.935 пудов крупы и 131.800 пудов овощей, а на денежный паек потратили около 2 млр. крб.13. Обеспечение семей красноармейцев оставалось приоритетным для государства. "Констатируя, что не исключена возможность (вне как мы продолжаем находиться в окружении капиталистических государств) выступления Красной Армии, — отмечалось в одной из итоговых статей о работе августовской совещания обозов 1921, — тезисы отмечают, что социальное обеспечение семей красноармейцев продолжает оставаться задачей чрезвычайной политической важности "14. Оптимальной формой их обеспечения считали «твердый паек». Количество семей красноармейцев в городах составляла 90.547, в сельских районах — 214.226, но НКСО решил сократить их численность на 30%, опираясь на улучшение материального положения в результате введения непу15. Такая оценка была слишком умозрительной и абстрактной. В 1920/21 г... Только 12% семей красноармейцев обеспечили паливом16, а в селах о них просто забыли, перекладывая бремя на комбеды и комнезамы. Перспективы создания собесе производственных предприятий с целью обеспечения семей красноармейцев оказались также мало оптимистичным. "Организация производства, проще говоря, создание какого-либо предприятия, даже самого мелкого, — отмечал И. Цекиновський, — требует значительны
х материальных и денежных ресурсов, которых в собеса нет» 17. Предприимчивость отдельных руководителей губернских или уездных отделов собеса, которым удалось основать промышленные заведения, не решало насущных проблем социального обеспечения.

11 ноября 1921 при НКСО состоялось межведомственное совещание с представителями Наркомзема, Пивденбюро ВЦСПС и Наркомфина, на которой речь шла именно об оказании помощи семьям красноармейцев в условиях нэпа. Совещание приняло следующее решение: 1. а) Считать, что семьи красноармейцев, исходя из физических, бытовых, социальных и других условий, усложнились для многих из них при новой экономической ситуации, составляют из себя мало приспособленную и мало пригодную для хозяйственной деятельности группу; б) В результате рассчитывать на возможность применения к ней принципа самообеспечения на основе хозяйственной самодеятельности нецелесообразно, поэтому вся тяжесть их обеспечение должно взять на себя государство; 2. Помощь должна предоставляться исключительно обездоленным с должным правом; 3. а) Считать, что в связи с денежной системой, которая возникла, целесообразно перейти на денежную систему оказания помощи с обязательным натуральным обеспечением за счет денежной помощи; б) Размер обеспечения должен соответствовать минимуму жизненных потребностей, то есть должен достигать минимального заработка для средней семьи из 3-х человек; 4. Натуральное обеспечения составляют: а) Для городского населения — продовольственный паек по твердой нормой, снабжения топливом и другими натуральными расходами (мануфактура, обувь, одежда и т. д.), б) Относительно обеспечения сельского населения, форма натуральной помощи должно быть преимущественно в виде государственного снабжения предметами широкого потребления: инвентарем и орудиями труда. Центр тяжести должен быть сосредоточен на хозяйственной помощи местных органов взаимопомощи на селе; 5. Считать необходимым и в дальнейшем освобождать семьи красноармейцев от всех государственных налогов, за исключением подоходного, промышленного и натурального; 6. Следует поддерживать всякую возможность использовать хозяйственную инициативу и самодеятельность, направленных на улучшение положения семей красноармейцев; 7. С целью исчерпывающего учета и действительно фактического обеспечения, все виды денежной и натуральной помощи должны быть забронированы в соответствии плановых заявок18. Вопросы рационального использования существующих материальных средств с целью обеспечения красноармейских семей приобрело особую политический вес, поэтому Наркомпрод и Центральная комиссия помощи красноармейцам, демобилизовавшихся больными, ранеными и инвалидами войны, решили срочно «розверстаты» по губерниям продукты. К этому делу приобщались и местные органы власти. Так, осенью 1921 Харьковский губземвиддил создал комитет — губкомчервоза (губернский комитет красноармейского хозяйства), который занимался сельскохозяйственным производством (сеял, собирал хлеб, заготовлял топливо, лисобудивельний материал, обеспечивал инвентарем и скотом). На его попечении находилось 9195 семей солдат Красной армии, из них предоставлено непосредственную помощь — 7 828 семьям: обработано одна тысяча четыреста семьдесят восемь дес. земли, перевезено 1066 кубометров дров, выдано топливом +5295 кубов, 59000 единиц кирпича для застройки, 7 070 стволов леса, 376 листов стекла, 126 аршин мануфактуры, отремонтировано инвентарь для 83 семей, передано 971 голов крупного рогатого скота, 178 повозок полов для кормления скота и денежный паек на 266.234 крб.19. НКСО и губернские отделы проводили воскресники помощи семьям красноармейцев, обеспечивая их хлебом, скотом, инвентарем, лисобудивельнимы материалами20.