Роль производных групп в эволюции идейно-политических принципов ОУН в годы Великой Отечественной войны часть 2, izolux.ru

Авг 19 2016

РОЛЬ производных ГРУПП В ЭВОЛЮЦИИ ИДЕЙНО — ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОУН В ГОДЫ немецко СОВЕТСКОЙ ВОЙНЫ

Одной из определяющих особенностей настоящего Украины является необходимость формирования гражданского общества, новой личности с высоким уровнем самосознания. В этом большую роль должно сыграть объективное изучение нашего прошлого, в частности деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА) в годы Второй мировой войны.


http://www.izolux.ru/product/shpross

Организация украинских националистов и созданная ею Украинская Повстанческая Армия находятся в центре полемики между различными политическими силами современной Украины, их деятельность вызывает значительный научный и общественный интерес. Дать всестороннюю оценку деятельности ОУН, пытаются историки, политические партии, общественные организации.

Научное осмысление места и роли ОУН в украинском движении сопротивления тоталитарным режимам в годы Второй мировой войны, освещение процесса трансформации взглядов проводников ОУН на основе опыта деятельности производных групп на оккупированной немцами территории Украины, необходимые для того, чтобы устранить политические коллизии, идут вокруг ОУН-УПА.

В статье рассматривается деятельность походных групп ОУН в условиях немецкой оккупации Украины, освещается влияние этой деятельности на изменение идейно-политических взглядов оуновского руководства на борьбу за независимое соборное государство, на трансформацию программных основ ОУН.

Украинское освободительное движение в годы Второй мировой войны прошел эволюцию от ориентации на национал — социализм в его полного отрицания, а потому любая попытка вырвать его из этого контекста является антинаучной.

Советская историография интерпретировала ОУН как тоталитарную структуру по признакам идеологии, политики и социальной практики. Проблему идейно-политических трансформаций ОУН освещали историки украинской диаспоры, участники тех событий в своих воспоминаниях.

Труда лет независимости по эволюции идейно — политических основ ОУН в своем большинстве не связывали этот процесс с деятельностью походных групп, а рассматривали его в общем контексте борьбы ОУН за украинскую государственность в годы Второй мировой войны.

Процесс переосмысления идеологических основ и программных положений сопровождал ОУН почти с момента ее создания. Во второй половине 30-х pокив ХХ в. развернулась в прессе ОУН (в статьях Ореста Чемеринский, Дмитрия Андриевского, Евгения Онацкого, Владимира Мартынца и др.) дискуссия о возможности идеологических, политических и тактических изменений в программных принципах организации.

Приближение Второй мировой войны требовало наличия в ОУН государственно программы. В это время среди оппозиционной группы идеологов ОУН зарождаются идеи и концепции, которые станут приоритетными в послевоенной стратегии ОУН. Предлагалось отграничения от ориентации на радикальные течения, которые сформировались в среде государственных наций. Поскольку украинская нация только борется свою независимость, поэтому должен строить свою программу на других засадах.11 течение 1937—1939 pp. сформировалась мысль о недопустимости догматизации программы и тактики, принятыми Первым Конгрессом украинских националистов (Вена, 1929), что вызвало недовольство ортодоксально мыслящей части руководства ОУН. Обсуждение программы организации разворачивалось в направлении демократизации ее общественных критериев, освещение экономических и социальных проблем. В таком контексте появляются труда Николая Сциборского «Проблемы хозяйственной собственности» (1938), „Земельный вопрос“ (1939), „Украина в цифрах“ (1940); П. Воина „Социальное“ (1936), Михаила Подоляка „Общественный содержание национализма“ (1938) и др. Уже в конце 30-х. лет было отклонено тактику, которая предусматривала видмежовування ОУН от других политических групп и партий, и заменено ее на создание единого националистического фронта. Отмечалось актуальность и других задач освободительного движения, а именно: стратегии и тактики государства, политического, социально — экономического устройства будущего государства, формирования сети центров организации, пропаганде национально-государственных идей. Но созданию программ их решения помешали внутренне организационные сложности и начало Второй мировой войны. Разное видение путей дальнейшего развития украинского освободительного движения членами краевой и эмиграционной частей ОУН
спровоцировали раскол организации. Каждая из фракций решения идейно-политических и программных вопросов осуществляла самостоятельно.

ОУН (М) руководствовалась постановлениями Второго Конгресса ОУН (1939, Рим), где хранилась идеология интегрального национализма. В подготовленных для походных групп пропагандистских материалах пропагандировалась власть управляющей меньшинства, приоритет национальных интересов в решении государственно-политических, экономических и социальных вопросов, волюнтаризм, идеалистическое мировоззрение. Комиссией Государственного Планирование составлено „Проект Конституции Украины“ и концепция формирования будущего общественного строя, где предполагалось его организация „в сословно-профессиональных клетках“. 4

Еще накануне Великой Отечественной войны в идейно-политических взглядах фракции ОУН (Б, появилась тенденция, которая в дальнейшем подтвердились в деятельности производных групп на восточно землях. Группа членов фракции (Иван Митринга, Борис Левицкий, Василий Ривак и др.), Предлагали смену многих постулатов национализма. Впервые они были зафиксированы в декабре 1940 года в Манифесте ОУН (Б) .8 В этом документе появились положения о достоинстве и свободе человека, открытое провозглашение своих убеждений, плюрализм, свобода выбора вероисповедания, свободу слова. Ключевой при решении идейно-политических, социальных, экономических вопросов стал тезис — „Свобода народам и человеку!“

Иван Митринга отстаивал идею совместной борьбы» порабощенных Москвой народов ".8 Он расширил видение международной концепции украинской революции. На Втором Большом Сборе ОУН (Б) (апрель 1941г.) В Кракове, характеризуя политику нацистской Германии исключительно как имперскую и захватническую, он выдвинул идею перестройки европейского и российско-азиатского пространства на антитоталитарных началах. Иван Митринга в отличие от межвоенной тактики ОУН, что считала западноукраинские крестьянские массы основным человеческим фактором борьбы, доказывал необходимым развернуть политическую работу на промышленных предприятиях восточной Украины с целью привлечения рабочего класса к борьбе за создание независимого государства: "Без полного освоения и революционного зорганизування рабочих Донбасса, Керчи и Запорожье мы не можем даже мечтать о торжествовать ".10 Учитывая социально — экономический строй в советской Украине, он не исключил систему коллективного хозяйствования, указывая, что в будущей Украинскому государству колхозы наберут совсем другого содержания, положительно повлияют на сознание крестьянства , ведь совместная работа научит крестьянина мыслить интересами целого государства.

Однако часть этих идей не вошел в постановления Второго Большого Сбора ОУН (Б), а некоторые из них носили декларативный характер. Но это был своеобразный «брешь в атмосфере тогдашнего политического блуждания и выжидания на чужие силы, в ней в то время находилась всеукраинская политическая мысль» .18 Только через некоторое время, благодаря деятельности походных групп ОУН (Б) взяла на вооружение такие идейно политические подходы и начала их реализацию.

С началом Великой Отечественной войны, походные группы ОУН начали свою деятельность на восточно землях. На этом этапе они были вооружены еще довоенной программой, насыщенной тоталитарными и шовинизма тенденциями. Идеология ОУН (Б) в начале войны была ориентирована в основном на радикально настроенную интеллигенцию и молодежь Западной Украины и основывалась на принципах интегрального национализма. Пока деятельность организации ограничивалась западно территориями ее программа почти не подлежала критике. Развернув пропагандистскую работу в Восточной Украине, члены походных групп поняли ограниченность и непригодность своей программы как всеукраинской.

Прибывшие в Восточную Украину, походные группы ОУН развернули деятельность по привлечению в свои ряды местного населения, прежде всего сознательных украинском, которые еще помнили освободительное движение +1917 & mdash; 1920 pp. Пропагандировали националистические идеи среди молодежи, надеясь привлечь ее к борьбе за независимую Украину. "В наших поисках, & mdash; пишет свидетель тех событий М. Прокоп, & mdash; мы ориентировались, кроме молодежи, на две группы людей. Прежде всего, мы искали те национально-демократические элементы, которые сохранились, дальше жили идеями Украинской Народной Республики или государственной независимости вообще. А еще тех, кого можно было условно назват
ь национал-коммунистами или, точнее, разочарованными бывшими сторонниками коммунизма ".13